Социальная работа
Примеры и содержание программ повышения квалификации
Методы и психология работы с пожилыми людьми
Программа подходит как руководителям, так и специалистам, занимающим подчиненные и исполнительные должности.
В рамках программы, слушатели:
- Изучают типичные проблемы старшей возрастной категории граждан, учатся понимать поведение и психологию пожилых людей, объективно определять их нужды и потребности и способность существовать независимо либо поддерживаемо;
- Знакомятся с особенностями и различиями психических процессов, присущих больным и здоровым людям.
- Учатся выявлять деменцию, а также другие факторы, в значительной степени осложняющие полноценное функционирование пожилых людей;
- Обучаются методам диагностирования своего собственного эмоционального состояния.
- Изучают методы противодействия профессиональному «выгоранию»;
- Усваивают этические нормы, которыми обязан обладать работник социальной сферы;
- Психология аддиктивного и девиантного поведения подростков.
Программа направлена на обучение всех групп специалистов, в своей профессиональной деятельности имеющих дело с подростками.
Содержание:
- Влияние криминальной субкультуры на появление отклонений от нормы в поведении подростков. Ценности криминальной субкультуры в качестве регулятора поведения подростков, подменяющие собой родительское воспитание, морально-этические нормы, традиционные, локальные и общие правила поведения;
- Педагогические и психологические инструменты предотвращения отклонений в поведении подростков;
- Профилактика и предотвращение аддиктивного поведения (токсикомания, табакокурение, наркомания, азартные игры, алкоголизм и т.д.) у подростков;
- Методы индивидуального стимулирования нормального поведения учащихся в школе с применением педагогического и психологического инструментария;
- Работа по коррекции психики учащихся с девиантным поведением.
Повышение компетентности работников соцслужб
Содержание (по модулям):
- Вдохновляющий опыт и профессиональная деятельность в социальной сфере;
- Профилактика «эмоционального выгорания»;
- Коммуникативная компетентность: тренинги, способы ненасильственной коммуникации, технологии профилактики и устранения конфликтных ситуаций;
- Личностная компетентность: тренинги и практикум самопрезентации.
Cпецифика переподготовки социальных работников
Первостепенная задача таких образовательных программ заключается в том, чтобы обучить квалифицированных социальных работников в кратчайшие сроки, даже при условии отсутствия у них профильного образования. Главным является наличие диплома о законченном высшем (иногда, достаточно и среднего) образовании. Часто, для того, чтобы поступить на курсы переподготовки социальных работников, даже не имеет значения, к какой отрасли относится имеющаяся у вас специальность – гуманитарной, точной или технической. В связи с тем, что в РФ наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров в сегменте предоставления социальных услуг, условия прохождения связанных с ним программ профессиональной переподготовки в значительной степени упрощены.
Примеры и содержание программ профессиональной переподготовки
Социальная работа с семьей и консультирование.
Содержание:
- Социально-психологическое сопровождение детства, материнства, семьи;
- Психосоциальная работа с лицами, страдающими от зависимостей;
- История социальной работы;
- Профессиональная этика социального работника;
- Технологии, методы, теория и практика проведения социальной работы;
- Консультирование, работа с семейными парами;
- Методы и технологии проведения индивидуальных консультаций;
- Проведение групповых консультаций, социальная реабилитация.
Руководитель организации социального обслуживания.
Содержание:
- Планирование работы организации, определение приоритетных направлений, разработка рабочих планов;
- Координация работы структурных сегментов учреждения (предприятия, организации);
- Методики принятия оптимальных решений.
- Подписание нормативных документов;
- Контроль выполнения сотрудниками организации поставленных перед ними задач и соблюдения общего плана;
- Мониторинг мнения граждан о качестве работы организаций социального обслуживания и защиты;
- Обеспечение безопасности обслуживаемых граждан и работников организации;
- Правовые нормы в деятельности органов социальной защиты;
- Статистический, бухгалтерский и финансовый учет (основы).
Социальная работа в органах социального обслуживания.
После прохождения обучения по данной программе, слушатели курса должны обладать следующими умениями:
- Правильная фиксация и оформление сведений, полученных от граждан;
- Проведение индивидуальных опросов;
- Хранение и обработка персональных данных;
- Социальное консультирование;
- Анализ устных и письменных обращений в органы соцзащиты;
- Устанавливать контакты с людьми из окружения гражданина, с которым проводится социальная работа;
- Работать с базами данных и ИКТ-технологиями;
- Осуществлять проверку полученных сведений, систематизировать информацию, собранную в ходе работы;
- Эффективно взаимодействовать с гражданами, нуждающимися в социальной помощи;
- Учитывать физическое и эмоциональное состояние граждан, нуждающихся в социальной помощи.
- Проявлять предусмотрительность, вежливость, внимание, терпимость, чуткость и милосердие к обслуживаемым гражданам;
- Работать с документацией, вести отчеты.